Разработка тактического замысла занятий

Важным этапом подготовки руководителя к занятиям по решению пожарно-тактических задач является разработка тактического замысла. Последний должен обеспечить поучительную и наиболее сложную обста­новку условного пожара, которая правильно отражала бы особенности развития реального пожара на данном объекте и послужила бы предпосыл­кой для проведения боевых действий подразделений с большим напряже­нием моральных и физических усилий личного состава в экстремальных условиях. При разработке тактического замысла занятий необходимо пре­дусмотреть наиболее сложные варианты развития возможных пожаров на объекте для того, чтобы отработать максимум вопросов по организации боевых действий личного состава.

Разработка тактического замысла включает в себя: оперативно-так­тическую оценку объекта; обоснование исходных данных Разработка тактического замысла занятий; определение основных параметров пожара; прогнозирование и оценку обстановки; вы­бор наиболее эффективных огнетушащих средств, способов и приемов их подачи; расчет сил и средств для тушения; разработку оптимальной схемы расстановки сил и средств при окончательном варианте решения такти­ческой задачи; членение общей обстановки условного пожара на отдельные элементы (вводные).

Оперативно-тактическая оценка объекта является одним из важных элементов разработки тактического замысла. Она включает в себя всесто­роннее изучение, анализ и творческое обобщение факторов, способствую­щих и препятствующих развитию и тушению возможного пожара. В общем виде получение такой оценки (Об) можно представить следующим образом:

Об =Σ(Фср.п., Фпр Разработка тактического замысла занятий.п., Фст.п., Фпт.п.),

где Σ — интеграция (объединение); Фср.п., Фпр.п.— совокупности факторов, способствующих и препятствующих развитию пожара; Фст.п., Фпт.п.— совокупности факторов, способствующих и препятствующих тушению пожара.

От достоверности оценки объекта во многом зависит степень при­ближения к реальности обстановки моделируемого пожара.

Важным этапом является обоснование исходных данных. Для разра­ботки тактического замысла исходными данными служат: расположение места возникновения условного пожара; наличие, вид и количество горю­чей нагрузки; линейная скорость распространения огня; вид и интенсив­ность подачи огнетушащего средства; продолжительность свободного раз­вития пожара; номер вызова пожарных подразделений на данный объект; форма развития пожара (круговая, угловая, прямоугольная) к моменту Разработка тактического замысла занятий введения сил и средств для тушения; продолжительность локализации и некоторые другие данные, исходя из особенностей объекта.

Определение и обоснование места возникновения условного пожара осуществляют исходя из условий возникновения горения, значения и сте­пени пожарной опасности горючей нагрузки, возможности воссоздания в кратчайшее время наиболее сложной пожарной обстановки.

По виду и значению горючей нагрузки устанавливают, пользуясь справочными данными, линейную скорость распространения огня Vл и продолжительность пожара т, а также наиболее эффективное в данных условиях огнетушащее вещество и интенсивность его подачи.



Продолжительность свободного развития пожара τсв, мин, опреде­ляют по формуле:

τсв = τобн + τсооб + τсб + τсл + τб.р., (4.1)

где τобн Разработка тактического замысла занятий — время от момента возникновения пожара до его обнаружения; τсооб — время от момента обнаружения пожара до сообщения в пожарную часть; τсб — время сбора и выезда подразделения по тревоге; τсл — время следования под­разделения из пожарной части к месту вызова; τб.р. — время боевого развертывания подразделения и введения огнетушащего средства.

Время обнаружения и сообщения (τобн и τсооб) ориентировочно можно оценить путем изучения срабатывания на объектах установок автомати­ческого обнаружения и извещения о возникновении горения. Это время во многом зависит от субъективных факторов — от бдительности личного состава охраны и обслуживающего персонала данного объекта.

Время сбора и выезда по тревоге τсб зависит Разработка тактического замысла занятий от боеготовности подраз­делений и определяется установленными нормативами. Время следования подразделений можно определить по формуле:

τсл = 60 L/V, (4.2)

где L — длина пути следования подразделения от пожарного депо до места вызова, км; V — средняя скорость движения пожарных автомобилей, км/ч.

Время боевого развертывания τб.р. принимают в зависимости от обста­новки на пожаре, расстояний до водоисточников, их вида и условий забора воды из них, натренированности личного состава подразделений, рельефа местности и других местных условий. Кроме того, время следования и боевого развертывания более точно можно определить путем эксперимента или имеющихся теоретических разработок.

Возможный радиус (длину) R (м) распространения огня за время Разработка тактического замысла занятий свободного развития пожара рассчитывают по формуле:

R = Vсл∙ τсв, (4.3)

где Vл — линейная скорость распространения огня, которую определяют по справочным таблицам (Vлтабл ) в зависимости от вида и состояния горючего материала. Для начальной стадии развития пожара (I стадия), не превышающей 10 мин с момента возникновения горения Vл = 0,5 Vлтабл; для II стадии, начинаю­щейся через 10 мин после возникновения горения, берут Vл = Vлтабл; а с момента введения огнетушащих средств до момента локализации пожара (III стадия) принимают Vл = 0,5 Vлтабл; после локализации пожара (IV стадия — ликвидация пожара) считается, что Vл = 0.

Форму развития условного пожара определяют в следующем поряд­ке: на плане цеха (участка, этажа, подвала, чердака и Разработка тактического замысла занятий т.п.), составленном в масштабе при изучении объекта, отмечают точку, соответствующую месту возникновения горения; из нее наносят в масштабе радиус (длину) рас­пространения огня, предполагая, что огонь распространяется во все сторо­ны равномерно, если на его пути нет преград; исходя из полученной кон­фигурации устанавливают форму развития пожара, которую в дальнейшем разбивают на элементарные геометрические фигуры, площадь которых определяют по известным формулам математики. Указанные исходные дан­ные позволяют руководителю занятий произвести определение основных параметров пожара и на их основе смоделировать обстановку возможного пожара и ее опасность для жизни людей, уничтожение материальных цен­ностей и возникновение других опасных ситуаций в процессе Разработка тактического замысла занятий развития и тушения пожара.

Основным параметром пожара является его площадь; поэтому при моделировании обстановки площадь определяется чаще всего. На распрос­траняющемся пожаре площадь в процессе свободного развития возрастает до момента его локализации. С увеличением площади пожара возрастает и ущерб.

Периметр и фронт пожара чаще всего определяют при распростра­няющихся пожарах твердых горючих веществ и материалов на открытых пространствах (склады леса и лесоматериалов, волокнистых веществ и торфа, торфополя, лесные и степные массивы и др.) для того, чтобы спрогнозировать особенности их дальнейшего развития и выбрать план действий подразделений не только по тушению, но и по защите не горящих кварталов, групп Разработка тактического замысла занятий и участков складов и сгораемых массивов. При объемном тушении условного пожара рассчитывают объем пожара, который чаще всего принимают по объему помещения, сооружения или установки, в которых происходит горение.

Сложным этапом является прогнозирование и оценка обстановки. Обстановка на пожаре — это совокупность условий, способствующих или препятствующих развитию и тушению пожара. Основными элементами обстановки считаются: место возникновения и параметры пожара; опера­тивно-тактическая характеристика объекта; наличие и степень опасности для людей и материальных ценностей; возможность возникновения опасных ситуаций (взрывы, обрушения конструкций, образование зон воздействий СДЯВ и радиоактивных веществ и др.); наличие или отсутствие необходимых огнетушащих средств. Создание и прогнозирование обстановки условного пожара осуществляют Разработка тактического замысла занятий на основе расчетной площади пожара и других его параметров и исходных данных. Вычислив площадь условного пожара, на основании данных оперативно-тактической характеристики объекта необходимо определить, в каких направлениях по горизонтали и вертикали наиболее интенсивно будет распространяться огонь. Для этой цели уста­навливают, какие преграды существуют на путях распространения огня (противопожарные преграды, несущие стены, перегородки, перекрытия и т.п.) и каковы пределы их огнестойкости. Считают, что если время разви­тия пожара на данный момент превышает пределы их огнестойкости, то огонь распространился за эти преграды в соседние помещения, на распо­ложенный выше этаж или чердак, в подвал, на участок цеха и Разработка тактического замысла занятий т.п., а если не превышает, то огонь не распространился и необходимо оценить степень угрозы его распространения. Необходимо также проверить наличие на путях распространения огня открытых дверных, оконных, технологических и других проемов, системы вентиляции, мусоропроводов, шахт, воздухо­водов, систем аспирации, мест прохождения различных коммуникаций и оценить возможность и степень распространения огня в этих направлениях.

Используя свой опыт и знания, а также обстановку реальных пожа­ров, происшедших на данном или аналогичных объектах, руководитель занятий определяет возможность и степень задымления горящих и соседних помещений, лестнично-лифтовых узлов, лестничных клеток, коридоров, расположенных выше этажей, чердаков, а также основные пути распрост­ранения Разработка тактического замысла занятий продуктов горения и степень их токсичности. При этом учитывают: возможность самопроизвольного вскрытия под действием высоких температур (и других факторов пожара) оконных, балконных остеклении, световых фонарей, фрамуг и остеклении в производственных зданиях; вероятность обрушения отдельных конструкций покрытий. Нужно также установить необходимость, возможность и способы регулирования газового обмена в процессе ведения боевых действий на пожаре. Оценив эти условия, Руководитель занятий должен определить, где и какие оконные проемы, остекления в лестничных клетках, фонари, фрамуги надо вскрыть для выпуска дыма и снижения температуры в зоне горения, а какие проемы нужно закрыть и уплотнить для предотвращения распространения продуктов сгорания. Кроме того, выявляют наличие, возможность и Разработка тактического замысла занятий необ­ходимость использования для удаления дыма дымовых люков, систем дымоудаления, вентиляции, а также намечают места вскрытия конструктивных элементов здания и сооружений для выпуска дыма, снижения температуры, ввода огнетушащих средств и других целей.

Далее следует: определить, какие установки, аппараты и коммуникации располагаются в зоне пожара; оценить возможность их взрыва, обрушения, разрыва или разгерметизации, а также выброса, вскипания И разлива ГЖ, газов или расплавленных масс; установить направления и ориентировочные площади их растекания, наличие преград на путях их Разлива, наличие СДЯВ, взрывчатых и радиоактивных веществ и материалов, а также предусмотреть меры по защите от них личного состава подразделений пожарной охраны. В зависимости от Разработка тактического замысла занятий назначения здания или сооружения, технологического процесса производства и физико-химичес­ких свойств хранящихся веществ и материалов могут быть и другие воп­росы, которые необходимо предусмотреть и проанализировать при модели­ровании обстановки пожара. Смоделировав такую обстановку, надо опре­делить и оценить степень опасности для людей, животных, больших матери­альных ценностей, находящихся в зоне воздействия опасных факторов пожара.

Одновременно с моделированием обстановки условного пожара руководитель занятий производит ее оценку. Оценка обстановки — это вывод, сформулированный на основе результатов ее анализа, расчета сил и средств с учетом наличия и боеспособности подразделений пожарной охраны и других условий. Разрабатывая тактический замысел, руководитель занятий определяет и Разработка тактического замысла занятий оценивает обстановку на условном пожаре к следую­щим моментам: прибытия подразделений пожарной, охраны, введения сил и средств для тушения, локализации и ликвидации пожара. Если к занятиям привлекают ДПФ объекта, то целесообразно определять обста­новку на момент объявления тревоги. Тактический замысел по содержанию может превышать тактические возможности пожарных подразделений и добровольных формирований, привлекаемых к занятиям. В этом случае оценивают обстановку на момент прибытия дополнительных сил и средств к месту вызова. В результате прогнозирования и оценки обстановки услов­ного пожара руководитель занятий должен установить решающее направ­ление боевых действий подразделений. Решающее направление в данный момент времени только одно, но Разработка тактического замысла занятий следует учесть, что оно может меняться с изменением обстановки, при этом изменяются также объем и содержание боевых действий на нем.

Определение решающего направления является основой для разра­ботки тактического плана боевых действий подразделений пожарной охра­ны. В результате становится возможным выбор наиболее эффективных огнетушащих средств, способов и приемов их подачи.

Выбор огнетушащих средств осуществляют в зависимости от физико-химических свойств горящих веществ и материалов, т. е. от класса пожара. Конкретизация вида огнетушащего средства и его расхода, который уста­навливают расчетным путем, позволяет руководителю занятий наметить способы и приемы подачи огнетушащего средства, а также оценить необходимость использования конкретных видов пожарной техники Разработка тактического замысла занятий и пожарно-технического вооружения, найти требуемое количество такой техники. Зная решающее направление боевых действий, руководитель занятий определяет принципиальные направления введения и расстановки сил и средств. Первые силы и средства сосредоточивают и вводят на решающем направлении, и только после этого начинаются действия на других направлениях.

При распространяющихся пожарах расстановка сил и средств может осуществляться: по всему фронту распространения горения; по участку фронта, где могут быть нанесены наибольшие материальные потери; по фронту распространения горения, на флангах и в тылу, по фронту распрос­транения в тылу с последующим передвижением по флангам вперед к линии фронта; по линии фронта с последующей ликвидацией горения на Разработка тактического замысла занятий флангах и в тылу и др. Расстановка сил и средств по всему фронту расп­ространения огня бывает различной и зависит от группы пожара, направ­ления распространения горения и формы его площади. На рис. 4.1 показаны принципиальные схемы расстановки сил и средств в зависимости от формы площади распространяющегося пожара, направления распространения горения в горизонтальной плоскости в зданиях и сооружениях, а на рис. 4.2 — на открытых сгораемых массивах.

При распространении горения в вертикальном направлении допол­нительно распределяют силы и средства выше и ниже зоны горения в соответствии с требованиями Боевого устава пожарной охраны. Различные варианты направлений введения сил и средств Разработка тактического замысла занятий по фронту, флангам и тылу относятся к тушению распространяющихся пожаров на открытых сгораемых массивах; к таким пожарам главным образом относятся лесные, степные пожары, пожары на торфополях (рис.4.2). Если к моменту при­бытия подразделений пожарной охраны огонь распространяется в одну или несколько сторон, то силы и средства сосредоточиваются и вводятся в первую очередь по фронту распространения пожара, с учетом решающего направления боевых действий, и лишь затем следует наступление на всю площадь пожара.

Рис. 4.1. Направления введения сил и средств при распространяющихся пожарах в зданиях, сооружениях, на открытых складах: а, б, в, г, е, з – при пожарах в ограждениях, не имеющих проемов Разработка тактического замысла занятий у зоны горения; в, д, ж, и – то же, если имеются оконные, дверные и другие проемы, а также сгораемые покрытия зданий и открытых складов

Рис. 4.2. Направления введения сил и средств при распространяющихся пожарах на открытых сгораемых массивах: а – по фронту и с тыла; б – с тыла и флангов; в – по всему периметру пожара

Рис. 4.3. Расчетные формы площади пожара при введении сил и средств по фронту и периметру пожара: a – длина меньшей (не изменяющейся) стороны сгораемого массива, м; b – длина изменяющейся стороны сгораемого массива, м (b=nVл); h – глубина тушения стволами, м; R – радиус распространения огня, м;
Sп – общая площадь пожара, м2; Sт – площадь Разработка тактического замысла занятий тушения, м2

Расстановка сил и средств при тушении не распространяющиеся пожаров может производиться: по всему периметру, где она возможна; по местам наиболее интенсивного горения; по местам, где создается угроза взрыва и других опасных ситуаций.

В зависимости от принятого принципа введения и расстановки сил и средств тушение пожара в данный момент может осуществляться по всей площади пожара, или только на ее части, или путем заполнения горящих объемов огнетушащими средствами.

Если площадь пожара сравнительно небольшая и на момент введения сил и средств представляется возможность подать огнетушащие вещества по всей площади пожара одновременно, то расчет сил и средств производят по Разработка тактического замысла занятий площади пожара, которая равна в этот момент площади тушения (Sп = Sт).

Если на момент введения сил и средств площадь пожара сравните­льно большая и невозможно наносить огнетушащие вещества по всей его площади одновременно или для этой цели недостаточно сил и средств, прибывших на пожар, то силы и средства сосредоточивают и вводят по периметру или фронту для локализации пожара с учетом дальнейшего поэтапного его тушения по всей площади. В этих случаях расчет сил и средств осуществляют по площади тушения пожара на первом этапе; она представляет собой участок, расположенный вдоль периметра или фронта, на котором вводятся силы и средства (рис. 4.3). Площадь Разработка тактического замысла занятий тушения Sт — это вся площадь пожара или ее часть, при подаче огнетушащих средств на которую возможна локализация пожара. Площадь тушения зависит, главным образом, от глубины подачи воды и растворов смачивателей на пло­щадь горения из ручных и лафетных стволов по фронту или периметру пожара. Практикой установлено, что при тушении пожаров водой и раст­ворами смачивателей, подаваемых через пожарные стволы, рабочая часть струи, т. е. глубина тушения hт, для ручных стволов составляет 5 м, а для лафетных — 10 м.

Сравнив глубину hт,и радиус (длину) распространения огня R при различных формах развития пожара, легко установить следующее. Если силы и средства вводят по фронту пожара Фп Разработка тактического замысла занятий, т.е. части периметра пожара, на которой наиболее интенсивно распространяется огонь (рис. 4.1, а, б, г, е, з), и радиус распространения огня при круговой или угловой форме развития пожара не превышает глубины тушения, т.е. R ≤ hт, а при пря­моугольном развитии R ≤ nhт где n — количество сторон развития пожара, то площадь тушения равна площади пожара Sп.

В тех случаях, когда радиус (длина) распространения огня превышает глубину тушения, площадь тушения для различных форм распространения пожара в ограждениях и на открытом пространстве определяют по извест­ным формулам математики.

При развивающихся пожарах в жилых и административных зданиях, где помещения, как правило, небольших Разработка тактического замысла занятий размеров, целесообразно произ­водить расчет сил и средств по площади пожара, за которую нередко принимают площадь отдельных помещений. Это обусловливается тем, что при интенсивности подачи воды для ликвидации горения в жилых и адми­нистративных зданиях Jттp = 0,06...0,15 л/(с∙м2) возможная площадь тушения для ручных стволов колеблется от 20 до 100 м2, что в ряде случаев превы­шает площади отдельных помещений, а средства подачи огнетушащих веществ можно вводить с нескольких направлений: со стороны лестничных клеток и коридоров и снаружи — через оконные проемы и балконы. В этих случаях при определении количества пожарных стволов руководствуются Боевым уставом пожарной охраны, который требует, чтобы в таких Разработка тактического замысла занятий зданиях ликвидация горения производилось во всех горящих на этаже помещениях одновременно, а при недостатке сил и средств — путем подачи стволов в крайние горящие помещения с последующим перемещением их к центру пожара.

Смоделировав обстановку условного пожара и осуществив ее оценку, руководитель занятий должен: определить и проанализировать форму раз­вития пожара, на этой основе принять принципиальную схему расста­новки сил и средств для тушения, а затем рассчитать площадь или объем тушения пожара, которые являются основными параметрами для расчета сил и средств, необходимых для его тушения.

Расчет сил и средств для тушения — важный элемент планирования боевых действий пожарных подразделений при разработке Разработка тактического замысла занятий тактического замысла, который можно проводить аналитическим методом, а также с помощью графиков, таблиц и пожарно-технических экспонометров. Наи­более полным и точным является аналитический метод, который производится в следующем порядке.

1. Определяют требуемый расход огнетушащего средства на ликви­дацию горения и защиту соседних помещений, частей зданий, конструк­ций, аппаратов и соседних объектов.

Требуемый расход огнетушащего средства вычисляют по формуле:
Qттр = ПтJттp, (4.5)

где Qттp — требуемый расход огнетушащего средства, л/с, кг/с, м3/мин; Пт — расчетный параметр тушения пожара: площадь Sт, м2, объем тушения Vт, м3, периметр (фронт) тушения Рт(Фт), м; Jттp — интенсивность подачи огнетушащего средства, принимаемая по справочным таблицам Разработка тактического замысла занятий: для площади тушения — Jтs , л/(с∙м2), кг/(с·м2), для объема тушения — Jтv, кг/(с·м3), для периметра (фронта) тушения — Jт(ф), л/(с·м).

Требуемый расход воды для защиты рассчитывают по формуле:

Qзтр = ПзJзтp, (4.6)

где Qзтр — требуемый расход воды для защиты, л/с; Пз — параметр защиты: площадь, м2, или периметр (фронт), м; Jзтp — требуемая интенсивность огнету­шащего вещества на защиту, принимаемая по справочным таблицам: для защи­щаемой площади — Jзs, л/(с·м2), для периметра (фронта) — Jз(ф), л/(с·м).

В некоторых случаях принимают интенсивность защиты: Jзs = 0,25 Jтs.

Общий требуемый расход воды для ликвидации горения Разработка тактического замысла занятий и защиты личного состава, определяют как сумму их требуемых расходов:

Qобщтр = Qттp + Qзтp. (4.7)

При объемном тушении (локализации) пеной средней и высокой кратностей требуемый ее расход для заполнения горящих объемов опре­деляют по формуле:

Qттp=VтКр/tр, (4.8)

где Qттp — требуемый расход пены, м3/мин; Vт — объем тушения (локали­зации), м3; Кр — коэффициент заполнения горящего объема, который учитывает разрушение пены (Кр= 3); tp — расчетное время тушения, принимается равным 15 мин.

2. Определяют количество приборов подачи огнетушащих средств (водяных, пенных, порошковых стволов, пеногенераторов и др.) для ликвидации горения и защиты по формулам:

Nттp = Qттp/Qпp, (4.9)

Nзтp = Qзтp/Qпp, (4.10)

где Nттp, Nзтp — требуемое количество приборов подачи огнетушащих средств Разработка тактического замысла занятий для ликвидации горения и защиты, шт.; Qпp — расход из одного прибора (воды, раствора смачивателей, пены, порошка и др.), л/с, кг/с, м3/с.

Следует помнить, что требуемое количество стволов на ликвидацию горения в зданиях надо рассчитывать не по общей площади тушения, а по отдельным местам и помещениям, где происходит горение. Если количество стволов определено по общей площади тушения, то полученное их число необходимо согласовать с условиями тушения и принять по количеству позиций тушения.

В тех случаях, когда расходы на защиту Qзтp найти расчетным путем невозможно (нет нормативной интенсивности защиты, сложно определить параметр защиты), а следовательно, невозможно вычислить Разработка тактического замысла занятий количество стволов на защиту Nзтp по формуле (4.10), Nзтp принимают по количеству мест защиты. При этом руководитель занятий, оценивая обстановку воз­можного пожара и руководствуясь своим опытом, знаниями, требованиями Боевого устава пожарной охраны и других руководящих документов по пожаротушению, определяет места размещения и количество приборов защиты (водяных, пенных стволов, пеногенераторов и др.). Например, если условный пожар происходит на одном или нескольких этажах здания I-II степеней огнестойкости и отсутствуют условия распространения огня по различным системам и коммуникациям, то стволы для защиты нужно подавать в смежные с горящими помещения и на этаж, расположенный выше горящего, а затем — на этаж, расположенный ниже горящего Разработка тактического замысла занятий, исходя из числа мест защиты. Если же здание имеет III-V степени огнестойкости или существуют условия для распространения огня по вентиляционным и аспирационным системам, технологическим проемам, шахтам, различ­ным коммуникациям, то стволы для защиты следует вводить в помещения, смежные с горящими, на все верхние этажи и чердак, а также на все нижние этажи относительно горящего и в подвал, исходя из прогноза возможного развития пожара. Количество стволов для защиты можно нахо­дить и по числу мест защиты путей эвакуации людей, животных, матери­альных ценностей, мест защиты аппаратов, установок, коммуникаций, конструкций зданий и сооружений от воздействия высоких температур, а также Разработка тактического замысла занятий предотвращения взрывов и других опасных ситуаций. Пользуясь ука­занными принципами, можно определить необходимое количество стволов для обеспечения защитных действий при пожарах на любых объектах. Общее количество стволов для ликвидации горения и защиты:

Nобщст=Nтст·Nзст, (4.11)

где Nтст , Nзст — количество стволов для ликвидации горения и защиты соответственно, шт.

При объемном тушении пожаров в помещениях воздушно-механи­ческой пеной требуемое количество генераторов (стволов) пены средней кратности (ГПС) рассчитывают по формуле:

Nтгпс=VпКр/(Qгпс·τр),(4.12)

где Vп — объем помещения, м3; Кр — коэффициент, учитывающий разрушение пены, Кр = 3; Qгпс — расход пены из одного ГПС, м3/мин; τр — расчетное время тушения, принимается τр = 15 мин.

3. Устанавливают общий Разработка тактического замысла занятий фактический расход огнетушащих средств по формуле:

Qфобщ = Qфт + Qфз, (4.13)

где 0фт, 0фз — фактические расходы огнетушащего средства для ликвидации горения и защитных действий от опасных факторов пожара, л/с, кг/с, м3/мин.

Фактические расходы зависят от фактического количества приборов, подаваемых для ликвидации горения и защиты, и расходов огнетушащего средства из каждого прибора. Расходы определяются по формулам:

Qфт = Nпрт · Qпр, (4.14)

Qфз = Nпрз · Qпр, (4.15)

где Nпрт, Nпрз — количество приборов, фактически подаваемых для ликвидации горения и защиты; Qпр — расход огнетушащего средства из одного прибора.

Расход Qпр зависит от вида ствола, диаметра его насадка и напора на нем, и принимается по справочным Разработка тактического замысла занятий таблицам.

Разрабатывая тактический замысел, руководитель занятий должен оценить возможность локализации условного пожара первыми прибыв­шими подразделениями. Для этой цели рассчитывают фактический расход огнетушащего средства, который могут обеспечить первые прибывшие подразделения, по формуле:

Qф = Nотд · Qотд , (4.16)

где Nотд — количество отделений на основных пожарных машинах, при­бывших первыми к месту вызова; Qотд — расход огнетушащего средства, который может обеспечить одно отделение, л/с.

При определении Qотд следует учитывать: количество личного сос­тава, находящегося в боевом расчете на данный момент; условия забора и подачи воды из водоисточников и их удаленность, необходимость приме­нения личным составом изолирующих противогазов при подаче стволов и генераторов Разработка тактического замысла занятий: другие условия, вытекающие из конкретной обстановки на пожаре.

4. Оценивают возможность локализации пожара. Для этого сравни­вают фактический расход огнетушащего средства, который обеспечивает первые подразделения, прибывшие к месту вызова, с общим требуемым расходом, рассчитанным по формуле (4.7), и оценивают возможность локализации пожара. Если фактический расход первых прибывших под­разделений больше или равен общему требуемому, т. е. Qф ≥ Qтробщ, считают, что эти подразделения способны локализовать, а затем и ликвидировать условный пожар, а если Qф < Qтробщ, то наличных сил и средств недос­таточно для локализации пожара и следует установить, какое их количество необходимо вызвать дополнительно, а первые прибывшие силы и средства нужно вводить только Разработка тактического замысла занятий на решающем направлении.

5. Определяют необходимый запас огнетушащих средств и обеспе­ченность ими объекта. Если для тушения пожаров на данном объекте ис­пользуют водопроводную сеть, то необходимо установить водоотдачу участ­ка водопроводной сети Qсети по справочной таблице; Qсети зависит от диа­метра труб, напора воды и типа сети. Водоотдачу сети сравнивают с общим фактическим расходом воды для ликвидации горения и защиты, и оцени­вают обеспечение объекта водой для тушения пожара. Если Qфобщ ≤ Qсети, то считают, что объект обеспечен водой, а если Qфобщ > Qсети, то обеспече­нность объекта водой для тушения пожаров неудовлетворительная. Кроме этого условия, необходимо проверить, чтобы количество мест забора воды Разработка тактического замысла занятий из водопровода (количество пожарных гидрантов) было не меньше числа пожарных машин, обеспечивающих водой расчетное количество приборов тушения и защиты.

Не исключаются случаи, когда объекты расположены на берегах рек, озер, крупных водохранилищ, водоемов и на них оборудовано достаточное количество мест для забора воды пожарными машинами. Такие объекты считают полностью обеспеченными запасом воды для тушения пожаров.

Если водоотдача водопроводной сети на объекте меньше общего фактического расхода воды, то нужно создавать запасы воды в пожарных и других водоемах, расположенных на его территории. В этих условиях обеспеченность объекта водой для целей пожаротушения определяют в следующем порядке. Вначале вычисляют остаток общего фактического рас­хода Разработка тактического замысла занятий воды, который не обеспечивает водопроводная сеть:

Qост = Qфобщ – Qсети. (4.17)

Затем вычисляют необходимый запас воды для обеспечения оста­точного ее расхода за расчетное время подачи огнетушащих веществ:

Vвост = Qост 60τрКз, (4.18)

где Vвост — запас воды для обеспечения остаточного общего фактического расхода для тушения, л; Qост — остаточный общий фактический расход воды, л/с; τр — расчетное время подачи воды, мин (принимают по справочным таблицам, в зависимости от назначения объекта); Кз — коэффициент запаса, который при­нимают по справочным таблицам для некоторых объектов, например нефтебаз, газонефтепромыслов, объектов нефтеперерабатывающей и нефтехимической про­мышленности.

При отсутствии данных о Кз в таблицах его определяют исходя из условий Разработка тактического замысла занятий тушения или принимают Кз = 1.

Вычисленный объем воды Vвост сравнивают с суммарным запасом воды Vвобщ в пожарных водоемах, расположенных на данном объекте. Пос­ледний объем определяют по формуле:

Vвобщ = 0,9 (V1 + V2 + … + Vn), (4.19)

где V,, V2, ..., Vn — объемы воды в водоемах, м3.

Считают, что объект обеспечен водой для тушения пожаров, если Vвобщ > Vвост. В противном случае необходимо предусматривать другие способы доставки ее к месту пожара, например, организовывать подачу воды пе­рекачкой из удаленных водоисточников или подвоз ее пожарными авто­цистернами.

В тех случаях, когда запасы воды для тушения создаются на объектах в пожарных и других водоемах, а водопроводные сети малоэффективны или полностью Разработка тактического замысла занятий отсутствуют, обеспеченность объекта водой оценивают в следующем порядке. Определяют время работы приборов тушения по обще­му фактическому расходу воды, подаваемой пожарным машинами из водое­мов на объекте, по формуле:

τраб = 0,9 (V, + V2 + ... + Vn)/(60Qфобщ), (4.20)

где τраб — время работы всех приборов подачи огнетушащих веществ, мин; V1, V2, ..., Vn — объемы воды в водоемах, л; Qфобщ — общий фактический расход воды на ликвидацию горения и защиту, л/с.

Полученное время τраб сравнивают с нормативным временем лик­видации горения и защиты для группы, в которую входит данный объект, и оценивают обеспеченность водой данного объекта. Если τраб > τр, считают, что объект обеспечен водой, а в Разработка тактического замысла занятий противном случае — не обеспечен.

Если на данном объекте для тушения пожаров, кроме воды, необ­ходимо применять специальные огнетушащие средства, то обеспеченность объекта последними определяют по формуле:

Vтpо.с.= NтпpQпpτp60Kз, (4.21)

где Vтpо.с. — требуемый запас огнетушащего средства (пенообразователя, смачивателя, огнетушащего порошкового состава, углекислоты и др.), л, кг, м3; Nтпp — количество приборов для подачи огнетушащего средства (пенных, порошковых, углекислотных стволов, пеногенераторов и др.), шт.; Qпp — расход огнетушащего средства из одного прибора, л/с, кг/с, м3/мин; τр — расчетное время при тушении воздушно-механической пеной, τр = 10 мин; при тушении порошковыми составами τр = 30...60 с; Кз — коэффициент запаса, принимаемый Разработка тактического замысла занятий по справочным таблицам и нормативным документам (например, при тушении ЛВЖ и ГЖ пеной средней кратности Кз= 3).

Запас специальных огнетушащих средств, который следует сосре­доточить на месте пожара, определяют путем сравнения требуемого запаса, вычисленного по формуле (4.21), с фактическим наличием их в запра­вочных емкостях основных пожарных машин общего и целевого назначе­ния, прибывающих по установленному номеру вызова на место пожара. При этом учитывают запас данных огнетушащих средств, находящийся на объекте, а также возможность быстрой доставки их к месту пожара и пополнения ими заправочных емкостей пожарных машин.

6. Рассчитывают требуемое количество пожарных машин основного назначения. Пожарные машины, установленные на ближайшие водоисточ­ники, если позволяет Разработка тактического замысла занятий водоотдача последних, целесообразно использовать на полную тактическую возможность, что позволяет уменьшить объем работ личного состава по боевому развертыванию и в более короткое время подать огнетушащие средства на ликвидацию горения. При этом от одной пожарной машины, установленной на ближайший водоисточник, целесо­образно проводить боевое развертывание и подавать огнетушащие средства нескольким подразделениям. В таких случаях требуемое количество основ­ных пожарных машин, общего назначения вычисляют по формуле:

Nмтр = Qфобщ / Qнсх , (4.22)

где Qфобщ — общий фактический расход воды, л/с; Qнсх — подача воды насосом пожарной машины при избранной схеме боевого развертывания, л/с.

Подача воды насосом обусловлена схемой боевого развертывания. Она зависит Разработка тактического замысла занятий от количества приборов подачи воды при избранной схеме и напора воды у приборов ее подачи. Например, при подаче 6 стволами РС-50 с диаметром насадка 13 мм и напоре воды у стволов 40 м расход Qнсх = 22,2 л/с; при подаче 2 стволами РС-70 с диаметром насадка 19 мм и 4 стволами РС-50 с диаметром насадка 13 мм и напоре воды у стволов 40 м расход Qнсх = 29,6 л/с; при подаче 4 ГПС-600 и напоре воды у генераторов 60 м расход Qнсх = 24 л/с. Следовательно, подачу воды насосом пожарной машины по избранной схеме определяют по формуле:

Qнсх = ΣNсхпpi ∙ Qпpi, (4.23)

где Ncxпpi — количество приборов i-гo вида для подачи огнетушащих средств при избранной Разработка тактического замысла занятий схеме боевого развертывания, шт.; Qпpi — расход воды из одного прибора подачи i-гo вида, л/с (принимают по справочным таблицам в зависимости от напора воды у прибора подачи).

Количество основных пожарных машин целевого назначения (воз­душно-пенного, порошкового, углекислотного, комбинированного ту­шения и др.), необходимых для тушения пожаров специальными огнетушащими средствами, рассчитывают по формуле:

Nмц.н = Vо.стр/Vо.сц.н, (4.24)

где Nмц.н — количество основных пожарных машин целевого назначения, шт.; Vо.стр — требуемый запас огнетушащего средства, л, кг, м3; Vо.сц.н — запас огнетушащего средства в заправочной емкости основной пожарной машины целе­вого назначения, л, кг, м3.

7. Находят предельное Разработка тактического замысла занятий расстояние подачи огнетушащих средств от пожарной машины, установленной на водоисточник, до места пожара по избранной схеме боевого развертывания. После определения схемы боевого развертывания необходимо проверить возможность подачи воды из кон­кретного водоисточника к месту пожара по избранной схеме на данный объект. Для этой цели вычисляют предельное расстояние подачи воды от пожарной машины, установленной на водоисточник, до приборов тушения на месте пожара по формуле:

lпр = [Нн - (Нпр ± Zм ± Zпp)]20/(SQ2), (4.25)

где 1пр — предельное расстояние подачи воды, м; Нн — максимальный рабочий напор на насосе пожарной машины, принимают Н = 90... 100 м; Нпр — напор у прибора тушения, м (если приборы тушения подают воду Разработка тактического замысла занятий через развет­вления, целесообразно в этих случаях принимать вместо Нпр напор у разветвления Нр = Нпр + 10); Zм — подъем (+) или спуск (-) местности по трассе боевого развертывания, м; Zпp — наибольшая высота подъема (+) или спуска (-) приборов подачи огнетушащих средств, м; 20 — стандартная длина одного пожарного рукава, м; S — гидравлическое сопротивление одного пожарного рукава (принимается по справочным таблицам в зависимости от типа и диаметра рукава); Q — расход воды в одной магистральной линии, прокладываемой от пожарной машины (если линий две и более, принимается расход в наиболее загруженной), л/с.

Предельное расстояние, найденное расчетным путем, надо сравнить с фактическим расстоянием от водоисточника до места пожара, что Разработка тактического замысла занятий поз­волит проверить возможность подачи воды по избранной схеме боевого развертывания. Если lпр больше фактического расстояния от водоисточника до места пожара, схема выбрана правильно, а если lпр меньше, то такая схема не обеспечит подачу воды на пожар. В последнем случае необходимо избрать другую схему боевого развертывания, уменьшить количество при­боров подачи огнетушащего средства или выбрать стволы с меньшими диаметрами насадков. Если ранее избранная схема боевого развертывания предусматривала использование одной магистральной линии, то целесо­образно не изменять количество приборов подачи огнетушащего средства, а обеспечить их работу по двум магистральным линиям. При этом lпр можно еще увеличить до 4 раз. Если lпр значительно больше Разработка тактического замысла занятий фактического расстоя­ния от водоисточника до места пожара, нецелесообразно на насосе пожар­ной машины создавать максимальный рабочий напор. При этом рабочий напор на насосе определяют по формуле:

Нн =Np.м.л SQ2 + Нпр ± Zм ± Zпp, (4.26)

где Нн — рабочий напор на насосе, м; Np.м.л — количество рукавов в одной магистральной линии; S — гидравлическое сопротивление одного пожарного рукава; Q — суммарный расход воды по одной магистральной линии, л/с; Нпр — рабочий напор у прибора подачи огнетушащего средства, м (при подаче приборов тушения от разветвления принимают напор у разветвления Нр= Нпр+ 10); Zм — подъем (+) или спуск (-) местности по трассе боевого развертывания Разработка тактического замысла занятий, м; Zпp — максимальный подъем (+) или спуск (-) прибора тушения на месте пожара, м.

Для облегчения расчета предельного расстояния подачи огнетуша­щих средств и необходимых рабочих напоров на насосах можно исполь­зовать справочные таблицы, графики и пожарно-технические экспоно­метры, которые позволяют быстрее и с достаточной степенью точности определять эти параметры.

8. Вычисляют количество напорных пожарных рукавов для магис­тральных рукавных линий с учетом запаса:

Nр=1,2 ΣLi/50, (4.27)

где Nр — общее количество рукавов с учетом запаса, шт.; Li — общее расстояние от водоисточника до места пожара по трассе прокладки i-й магистраль­ной рукавной линии, м.

Вычисленное количество рукавов для прокладки магистральных ру­кавных Разработка тактического замысла занятий линий с учетом запаса (на каждые 100 м — один резервный рукав) сравнивают с их количеством, вывозимым на пожарных машинах. Нередко на пожарной машине, особенно автоцистерне, запаса рукавов недостаточно для прокладки магистральных рукавных линий на предельные расстояния подачи огнетушащих средств, на которые может обеспечить подачу насос пожарной машины. В этих случаях предельное расстояние определяют с уче­том наличия пожарных рукавов на пожарной машине. При недостатке ру­кавов на одной пожарной машине необходимо организовать взаимодей­ствие между подразделениями (отделениями) по обеспечению прокладки магистральных линий совместными усилиями, а также принять меры по дополнительному вызову к месту пожара насосно-рукавных или рукавных автомобилей Разработка тактического замысла занятий. В тех случаях, когда для тушения пожара нужно подавать стволы РС-70 от разветвлений, в общее количество рукавов для магистральных линий диаметром 77мм включают и рукава для прокладки рабочих линий.

9. Определяют количество личного состава для ведения боевых дейст­вий на пожаре. Общую численность личного состава устанавливают с учетом проведения всех видов боевой работы на пожаре и действий по защите от опасных факторов пожара. При этом учитывают обстановку на пожаре, условия его тушения, действия по разведке пожара, боевому развертыва­нию, обеспечению безопасности людей, эвакуации материальных ценнос­тей, вскрытию конструкций и т.д. Формула для определения общего коли­чества личного состава Nл.сост (чел Разработка тактического замысла занятий.) может иметь вид:

Nобщ = ΣNл/сi ∙ nqi, (4.28)

где Nл/сi — количество пожарных, задействованных для выполнения i-гo действия; nqi — количество i-гo действия (количество стволов, пеноподъемников, звеньев ГДЗС, разборка конструкций, обеспечение безопасности людей и т.д.).

При расчете количества личного состава по формуле (4.28) можно использовать ориентировочные нормативы, приведенные ниже.

Работа со стволом: Б на ровной плоскости
Б на крыше здания
А 2…3
Б или А в непригодной для дыхания атмосфере (звено ГДЗС с учетом поста безопасности
переносным лафетным 3…4
воздушно-пенным
Работа с генератором: ГПС-600
ГПС-2000 3…4
Работа с пеносливом 2…3
Работа с телескопическим пеноподъемником 5…6
Работа с трехколенной выдвижной лестницей: установка
страховка
Разведка Разработка тактического замысла занятий в помещениях с непригодной для дыхания средой (звеном ГДЗС)
То же в больших подвалах, туннелях, метрополитенах, в бесфонарных зданиях, зданиях повышенной этажности и т.п. (двумя звеньями ГДЗС) 7…8
Спасание пострадавшего или тяжелобольного из задымленного помещения
Спасание людей по пожарным лестницам с помощью спасательной веревки 4…5
Работа на разветвлении и контроль за магистральной рукавной линией при прокладке рукавных линий (из расчета на одну машину): в одном направлении
в разных направлениях
Вскрытие и разборка сгораемого покрытия большой площади (из расчета на один ствол)
Вскрытие конструкций (при площади отверстия до 1 м2): дощатого шпунтового или паркетного щитового пола
гвоздевого или паркетного шпунтового пола
дощатой оштукатуренной Разработка тактического замысла занятий перегородки или подшивки потолка
металлической кровли
рулонной кровли по деревянной опалубке
утепленного сгораемого покрытия
Контроль при перекачке воды: за поступлением воды в автоцистерну (на каждую машину)
за работой рукавных магистральных линий(на каждые 100 м их длины)
Подвоз воды: сопровождение автоцистерны (кроме выполнения обязанностей води­теля)
работа на пункте заправки
Примечания:

- старший и средний начсостав, а также водители пожарных машин здесь не учитываются;

- количество людей для эвакуации материальных ценностей определяют отдельно – с учетом конкретных условий и объема работ;

- эвакуация материальных ценностей из помещений и зон с непригодной для дыхания средой осуществляется звеньями ГДЗС;

- если расчетная численность превышает возможности гарнизона пожарной Разработка тактического замысла занятий охраны, необходимо заранее предусмотреть в установленном порядке привлечение ДПФ, рабочих, служащих, воинских подразделений, населения и других лиц;

- звенья ГДЗС могут быть использованы для разведки, спасания людей, эва­куации имущества, а также для работы со стволами и генераторами. В последнем случае для обеспечения работы одного ствола или генератора принимают одно звено ГДЗС.

10. Рассчитывают требуемое количество пожарных подразделений (отделений) на основных пожарных машинах общего назначения. Коли­чество подразделений определяют исходя из средней численности боевого расчета на одном пожарном автомобиле основного назначения. В это число не включают водителей пожарных машин. С учетом изложенного количество отделений на основных пожарных машинах общего назначения Разработка тактического замысла занятий рассчи­тывают по формуле:

Nотд = Nл.сост/Nб.р., (4.29)

где Nл.сост — требуемое количество личного состава для выполнения боевой работы по тушению пожара, найденное по формуле (4.28); Nб.p. — средняя чис­ленность боевого расчета.

При разработке замысла для проведения тактических занятий коли­чество отделений определяют с учетом фактического наличия личного состава в боевых расчетах подразделений, привлекаемых к занятиям.

11. Оценивают необходимость привлечения подразделений на спе­циальных пожарных машинах.

Количество и вид подразделений на специальных пожарных машинах планируют с учетом специфики выполнения боевых действий на реальном пожаре. Например, при подготовке к занятиям руководитель устанавливает объем и места проведения боевых действий на высоте, исходя Разработка тактического замысла занятий из этого, определяет необходимость использования и количество подразделений на автолестницах или коленчатых автоподъемниках. Если в процессе боевых действий нужно производить вскрытие и разборку кирпичных и бетонных конструкций, а также удаление дыма дымососами, руководитель оценивает необходимость привлечения к занятиям подразделений на автомобилях технической службы и т.д.

В заключение расчета сил и средств руководитель занятий, исходя из предполагаемой обстановки на условном пожаре, определяет необхо­димость и возможность привлечения к занятиям вспомогательной и хозяй­ственной техники, служб города или объекта, ДПФ, рабочих и служащих объекта и др., и приступает к разработке схемы расстановки сил и средств. Количество сил Разработка тактического замысла занятий и средств, указанных на схеме, должно строго соответст­вовать произведенному расчету.

Разработка оптимальной схемы расстановки сил и средств при окон­чательном варианте решения тактической задачи производится с целью наиболее экономно и рационально использовать физические усилия боевых расчетов подразделений для выполнения боевых действий в минимальное время. Разработку схемы осуществляют на плане объекта и прилегающей к нему территории, выполненном в масштабе, с помощью условных при­нятых обозначений. На плане объекта указывают место возникновения пожара, его площадь, направление распространения огня, зону задымле­ния и др. При разработке схемы пожарные машины, установленные на ближайшие водоисточники, целесообразно использовать на полную так­тическую возможность, а остальные надо устанавливать Разработка тактического замысла занятий на другие водо­источники и оставлять в резерве. Если на месте пожара находятся различные виды водоисточников (водопроводные сети, естественные и искусственные водоемы и др.), то целесообразно устанавливать пожарные машины на водоисточники, исходя из конкретных условий.

Магистральные рукавные линии прокладывают кратчайшими, наи­более безопасными путями, затрачивая минимум времени на прокладку. Позиции для подачи огнетушащих средств определяют в первую очередь на решающем направлении, и сюда предусматривают подачу первых ство­лов. Затем конкретизируют позиции на других направлениях, чтобы осу­ществить подачу средств для ликвидации горения и выполнить защитные действия. Прокладку рабочих линий и выход ствольщиков на позиции необ­ходимо производить кратчайшими Разработка тактического замысла занятий и наиболее безопасными путями, ис­пользуя для этой цели основные и запасные входы и выходы, а также наружные стационарные пожарные лестницы, ручные пожарные лестницы, автолестницы и коленчатые автоподъемники. На схеме указывают места установки основных пожарных машин целевого назначения, специальных пожарных машин, пожарно-технического вооружения и средств связи. На основе созданной обстановки условного пожара, расчета сил и средств для тушения и разработанной схемы их расстановки руководитель занятий уточняет отдельные элементы общей обстановки пожара и формулирует вводные для каждого элемента.

Членение общей обстановки условного пожара на отдельные эле­менты (вводные) производится в целях более качественной отработки каждого вопроса занятий в строгой Разработка тактического замысла занятий последовательности намеченного хода решения задачи, а также для точного определения времени на отработку каждого элемента обстановки.

Количество выделяемых элементов обстановки зависит от намече­нной цели занятий и сложности общей обстановки условного пожара. По ходу решения задачи последовательно могут быть выделены из общей об­становки следующие ее элементы: обстановка пожара по внешним его признакам; обстановка на момент прибытия дежурного караула; два-три элемента по ходу проведения разведки (раскрывающие полную обстановку пожара); изменение обстановки пожара в ходе его тушения; обстановка на момент прибытия спецслужб города (объекта); обстановка, требующая использования ГДЗС; обстановка перед проведением спасательных работ и эвакуации имущества; обстановка на стадиях Разработка тактического замысла занятий локализации и ликвидации пожара. В зависимости от особенностей объекта, характера и условий туше­ния пожаров могут быть выделены и другие элементы. По каждому элементу руководитель занятий формулирует соответствующие вводные. Каждая ввод­ная должна быть краткой, четко сформулированной, ясной и содержать в себе все сведения, необходимые РТП для принятия правильного решения. Вместе с тем вводные не должны раскрывать или содержать в себе готовые решения, т. е. не должны указывать, чему угрожает огонь, куда распрос­траняется горение, где имеется возможность возникновения взрыва или обрушения конструкций, какова площадь горения, каковы пути распрос­транения продуктов сгорания и т.п. Кроме основных вводных, руководитель Разработка тактического замысла занятий занятий должен продумать и наметить дополнительные вводные, которые целесообразно использовать в тех случаях, когда РТП принимает непра­вильное или неполное решение или такое решение, которое ведет к нару­шению правил техники безопасности. Сформулировав вводные по всем элементам обстановки пожара, руководитель занятий должен наметить время и места их объявления РТП, а также средства и способы имитации обстановки пожара. В тех случаях, когда тот или другой элемент обстановки сымитирован достаточно полно средствами имитации, объявление вводной может не предусматриваться. В этих случаях РТП принимает решения о боевых действиях согласно сымитированной обстановке условного пожара.

Составление плана-конспекта

На основе результатов подготовительной работы и разработанного Разработка тактического замысла занятий тактического замысла руководитель занятий составляет план-конспект. Фор­ма плана-конспекта, в зависимости от характера темы и излагаемых вопро­сов, может быть различной. Основными требованиями к плану-конспекту для проведения практических занятий являются его краткость, ясность, выполнимость изложенного и удобство в пользовании.

Вначале оформляется общая часть, в которой, как правило, отра­жаются: тема занятий; учебная цель; время, отведенное для занятий; место (объект) проведения занятий; метод проведения занятий; состав подраз­делений, привлекаемых к занятиям; материально-техническое обеспечение; литература, используемая для подготовки к занятиям; план занятий, в котором указывают все элементы занятий и затраты времени на отработку каждого из них. В Разработка тактического замысла занятий нее включают перечень вопросов для проверки знаний начсостава и для изучения нового материала в классе, если по данной теме не были проведены теоретические занятия. После общей части в плане-конспекте приводят краткую оперативно-тактическую характеристику объекта, на котором будут организованы занятия, В ней отражают: краткую характеристику зданий и степень их огнестойкости, пути эвакуации людей и материальных ценностей, пожарную опасность веществ, материалов и технологического процесса производства, особенности системы противо­пожарного водоснабжения и др., а также дают краткую оперативно-так­тическую оценку данному объекту с точки зрения развития и тушения пожаров.

После характеристики объекта в плане-конспекте излагают такти­ческий замысел Разработка тактического замысла занятий проведения занятий, который формулируют кратко, при­водя только основные результаты оценки обстановки условного пожара. В нем отражают: место возникновения пожара, его развитие к моменту при­бытия на пожар первого подразделения; основные пути распространения огня; опасность для людей и материальных ценностей, возможность взрыва, обрушения конструкций, растекания горящих жидкостей; решающее нап­равление боевых действий и его изменение в процессе тушения; огнетушащие средства, результаты расчета сил и средств для тушения; основные способы и приемы ведения боевых действий и некоторые другие вопросы исходя из особенностей объекта, цели и условий решения задачи.

Основной частью плана-конспекта является содержание и ход реше­ния пожарно Разработка тактического замысла занятий-тактической задачи. Эту часть рекомендуется выполнять по определенной форме, состоящей из четырех граф. В первой графе указывают оперативное время на решение задачи по каждому элементу обстановки условного пожара, который объявляется в соответствующей вводной. Это время должно быть таким, чтобы начсостав смог оценить обстановку, принять решения и отдать распоряжения, а личный состав подразделений смог выполнить боевые действия с быстротой, приближающейся к реаль­ной при фактическом тушении пожаров на данном объекте.

Во второй графе в полном соответствии с изложением записывают вводные, отражающие каждый элемент обстановки условного пожара. Целе­сообразно указывать место объявления каждой вводной. Оно должно быть таким, чтобы начсостав Разработка тактического замысла занятий, выступающий на занятиях в роли РТП, на реа­льных пожарах из этого места мог бы видеть оцениваемую часть обстановки пожара.

В третьей графе руководитель занятий, используя свои знания и опыт, формулирует ожидаемые действия, приказания и распоряжения РТП. Они должны быть четкими, краткими, ясными для подчиненных, располагаться в строго логической последовательности и соответствовать тактическим возможностям подразделений, привлекаемых к занятиям. Эти распоряжения являются примерными, однако руководитель занятий при решении пожарно-тактической задачи должен добиваться от РТП принятия решений и отдачи распоряжений, максимально приближенных к ним. Толь­ко хорошо подготовленные и имеющие соответствующий практический опыт тушения пожаров руководители занятий смогут наиболее правильно Разработка тактического замысла занятий принять решения, а следовательно, и качественно готовить начсостав исполнять на пожарах обязанности РТП.

В четвертой колонке приводят методические приемы отработки учеб­ных вопросов и обучения начальствующего и всего личного состава. Опре­деляя методические приемы, руководитель занятий должен максимально использовать занятия для развития тактического мышления у начсостава. Методические приемы записывают строго в той последовательности, в которой будут отрабатываться учебные вопросы на занятиях. В этой графе указывают: методические приемы, которыми пользуется руководитель занятий при его проведении; какие средства и способы имитации обста­новки пожара и изменения имитируемой обстановки применяются по ходу проведения занятий; после каких решений РТП и действий личного состава можно приступать к Разработка тактического замысла занятий отработке следующей вводной; в каких случаях необходимо использовать дополнительные вводные и какие, если РТП принимает решения, отличные от ожидаемых (изложенных в плане-конс­пекте); когда руководитель занятий должен приостановить действия РТП, сообщить ему о допущенных грубых ошибках и разъяснить, какими должны быть его решения и почему; после каких решений РТП и действий личного состава занятия по решению тактической задачи заканчиваются и др. Раз­рабатывая методические приемы, руководитель занятий должен уделить особое внимание соблюдению правил охраны труда — как при принятии решений РТП, так и в процессе ведения боевых действий на занятиях.

После составления методической разработки для решения пожарно-тактической Разработка тактического замысла занятий задачи руководитель занятий составляет перечень вопросов, которые необходимо рассмотреть при подведении итогов занятий. В конце плана-конспекта указывают должность, звание, фамилию и инициалы руководителя занятий и дату составления плана-конспекта. Примерная схема разработки плана-конспекта для проведения практических занятий по решению пожарно-тактических задач на объектах дана на рис. 4.4.

После составления плана-конспекта руководитель занятий обя­зательно должен тщательно проверить его содержание, поставив себя на место РТП (обучаемого). В частности, надо проверить выполнимость дей­ствий по всем вводным в ходе занятий, а также соответствие отдаваемых распоряжений окончательному варианту схемы расстановки сил и средств.


documentajtxloz.html
documentajtxszh.html
documentajtyajp.html
documentajtyhtx.html
documentajtypef.html
Документ Разработка тактического замысла занятий