В) Переведите на понятный язык смысл последнего предложения текста.

Всероссийская олимпиада школьников по истории. Муниципальный этап (2009 г.)

Класс

Выполните задания №№ 1-6, выбрав в каждом из них один вариант ответа. (Букву, соответствующую выбранному Вами варианту ответа, обведите в кружок).

1. Период с 1019 по 1036 гг. в истории Руси примечателен тем, что в это время:

А) происходили активные набеги половцев на Русь;

Б) территория Руси фактически была разделена между двумя князьями;

В) было создано «Слово о полку Игореве»;

Г) законодательно была запрещена кровная месть.

2. Первым князем, передавшим ярлык на великое княжение Владимирское своему сыну по наследству, не испрашивая разрешения в Орде, был:

А) Иван III; В) Дмитрий Иванович Донской;

Б) Иван Данилович Калита; Г В) Переведите на понятный язык смысл последнего предложения текста.) Михаил Ярославич Тверской.

3. Произведение древнерусской литературы, посвященное Куликовской битве, – это

А) "Слово о погибели Русской земли";

Б) "Сказание о князьях Владимирских»;

В) "Повесть временных лет";

Г) "Задонщина".

4. Современником путешественника Афанасия Никитина, побывавшего в Индии, был:

А) Малюта Скуратов; Б) Сергий Радонежский; В) Иван III; Г) патриарх Никон.

5. К результатам политики Н.С. Хрущева (1953-1965 гг.) НЕ ОТНОСИТСЯ:

А) начало закупок зерна за границей;

Б) ухудшение отношений с Китаем;

В) подписание договора об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1);

Г) выдвижение доктрины мирного сосуществования государств с различным политическим строем.

Д) создание Организации Варшавского договора.

6. Меры по укреплению вертикали власти, предпринятые в период президентства В) Переведите на понятный язык смысл последнего предложения текста. В.В. Путина, включают в себя:

А) реализацию приоритетных национальных проектов;

В) предоставление Президенту права отстранения от должности руководителей субъектов федерации;

Г) создание государственных корпораций в стратегических отраслях экономики;

Е) реформу жилищно-коммунального хозяйства.

Выполните задания №№ 7-11. Каждое из них содержит несколько правильных вариантов ответа. Буквы, соответствующие выбранным вариантам, необходимо обвести в кружок.

7. В период феодальной раздробленности XII-XIII вв. на Руси:

А) общерусскими княжескими столами, не имевшими собственной княжеской династии, являлись Киев, Переяславль, Новгород;

Б) отношения Руси с половцами ограничивались исключительно взаимными военными нападениями;

В) происходил отток населения из Южной Руси в Северо-Восточную;

Г) «Русская Правда» утратила значение в качестве основы В) Переведите на понятный язык смысл последнего предложения текста. общерусских норм права;

Д) в большинстве княжеств утвердились у власти представители разных ветвей рода Мономаховичей;

Е) увеличилось число городов;

Ж) роль боярства как политической силы в большинстве княжеств значительно уменьшилась.

8. Письменными источниками и археологическими исследованиями подтверждается существование на Руси в IX - начале Х вв. городов:

А) Рязань Б) Ладога В) Суздаль Г) Киев Д) Изборск Е) Владимир-Волынский Ж) Нижний Новгород

9. Социальная политика Петра I включала в себя:

А) снижение налогового бремени для городских ремесленников и торговцев;

Б) регламентацию ремесленного производства путем учреждения ремесленных цехов;



В) замену подушной подати подворным обложением;

Г) устранение различий в праве распоряжения вотчинами В) Переведите на понятный язык смысл последнего предложения текста. и поместьями;

Д) закрытие доступа в дворянство выходцам из низших сословий;

Е) появление новых социальных категорий населения.

10. В период нэпа в СССР:

А) разрешалось применение наемного труда частными предпринимателями;

Б) существовала свобода деятельности для всех социалистических партий;

В) действовал запрет на создание фракций внутри ВКП (б)

Г) был достигнут уровень сельскохозяйственного производства, существовавший к 1913 г.

Д) произошло техническое перевооружение многих отраслей промышленности;

Е) большую часть розничной торговли контролировали частные предприниматели;

Ж) исчезла безработица.

11. Социально-экономическое развитие СССР в 1945-1953гг. характеризовалось:

А) преимущественными темпами роста легкой промышленности;

Б) использованием массового энтузиазма рабочих и колхозников;

В) заметным превышением довоенного объема производства В) Переведите на понятный язык смысл последнего предложения текста. сельскохозяйственной продукции;

Г) широким использованием оборудования, полученного из Германии в счет репараций;

Д) применением практики «организованного набора» рабочей силы для промышленности в сельской местности;

Е) снижением уровня заработной платы рабочих и служащих.

12. Определите, по какому принципу образованы следующие ряды (дайте КРАТКИЙ ответ):

А) ограничение процентов, взимаемых с должников; запрет обращать должников в холопов; определение источников холопства;

Б) 1906, 1907, 1912, 1993, 1995, 1999, 2003 гг.;

В) русские писатели и поэты: И.Бунин, Б.Пастернак, М. Шолохов, А.Солженицын, И.Бродский;

Г) палеография, нумизматика, сфрагистика, геральдика;

Д) обеспечение роста государственных заготовок продовольствия; выход СССР на второе место в мире по объему промышленного производства; создание второй промышленной базы страны В) Переведите на понятный язык смысл последнего предложения текста. за Уралом; укрепление оборонного потенциала страны; кардинальное изменение господствующей формы сельскохозяйственного производства

Ответ:

А) __________________________________________________________________

Б) __________________________________________________________________

В) __________________________________________________________________

Г) __________________________________________________________________

Д) __________________________________________________________________

13. Укажите, какое слово в каждом из приведенных логических рядов является лишним.

А) Советские авиаконструкторы времен Великой Отечественной войны: А.Н.Туполев, С.В. Ильюшин, С.А. Лавочкин, В.А. Дегтярев, А.С.Яковлев;

Б) Художники-передвижники: В.Г. Перов, И.Н. Крамской, М.А. Врубель, Н.Н. Ге

В) Сословные группы русского общества на рубеже XVIII-XIX вв.: дворяне, мещане, личные и потомственные почетные граждане, купцы, духовенство, казаки, государственные крестьяне, удельные крестьяне, помещичьи крестьяне

Г) Территории, вошедшие в состав Российской империи в В) Переведите на понятный язык смысл последнего предложения текста. XVIII веке: Крым, Прибалтика, Белоруссия, Бессарабия, Правобережная Украина;

Д) Русские меры длины: верста, аршин, берковец, пядь, сажень, вершок

Ответ:

А) _________________________________________________________________

Б) __________________________________________________________________

В) __________________________________________________________________

Г) __________________________________________________________________

Д) __________________________________________________________________

14. Расположите в хронологической последовательности события, связанные с историей русской церкви (Ответ оформите в помещенной ниже табличке)

А) Участие митрополита Исидора в работе Флорентийского церковного собора;

Б) Послания монаха Псковского Елеазарова монастыря Филофея к Василию III, развивающие идею о Москве - "третьем Риме"

В) Обретение автокефалии русской православной церковью;

Г) Возникновение старообрядчества;

Д) Основание Троице-Сергиева монастыря.

1 - … 2 - … 3 - … 4 - … 5 - …

15. Расположите события в хронологической последовательности (Ответ оформите в помещенной ниже табличке)

А) начало боев на р. Халхин-Гол;

Б) исключение СССР В) Переведите на понятный язык смысл последнего предложения текста. из Лиги Наций;

В) оккупация нацистской Германией территории Польши;

Г) подписание советско-германского пакта о ненападении («пакт Молотов-Риббентроп»);

Д) включение территории Калининградской области в состав СССР.

1 - … 2 - … 3 - … 4 - … 5 - …

16. История современных народов уходит корнями далеко в глубь веков. Укажите, предками каких народов, проживающих ныне в Российской Федерации, можно считать:

А) волжских болгар - _________________________________

Б) аланов - __________________________

В) чудь - ____________________________

17. Установите соответствие между фамилиями выдающихся деятелей культуры и сферами их творческой деятельности. (Имейте в виду, что один элемент в правой графе – лишний).

ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А) Владимир Немирович-Данченко Б) Исаак Дунаевский В) Вера Мухина Г) Вера Холодная 1) кинематограф
2) музыка
3) театр
4) скульптура
5) балет
Ответ В) Переведите на понятный язык смысл последнего предложения текста.: А) - … Б) - … В) - … Г) - …

18. Заполните пропуски в каждом логическом ряду:

А) губернии - ………………. – волости – сельские общества;

Б) Л.Д.Троцкий, …………………………, М.М. Литвинов, В.М. Молотов.

19. Назовите исторических деятелей, о которых идет речь в приведенных ниже высказываниях:

А) «С обильным запасом величавых античных образов и самоновейших политических идей вступил [он] в действительную жизнь; она встретила его как-то двусмысленно или двулично: он должен был вращаться между бабушкой и отцом, а это были не только два лица, а даже два особых мира. То были два двора, совсем не похожие один на другой, между которыми расстояние нравственное было гораздо больше географического» (В В) Переведите на понятный язык смысл последнего предложения текста..О. Ключевский).

Ответ: ________________________________________________________________

Б) По образованию - юрист. Государственную карьеру начал во второй половине XIX в. Александр III определил его в наставники к Николаю II. Впоследствии - обер-прокурор Синода. Резко выступал против внедрения элементов западной цивилизации: парламентаризма, свободы печати, университетской автономии, всеобщего обязательного образования. Считал, что совершенствование общественной жизни возможно только через укрепление в народе нравственных основ православной веры. Некоторые современники называли его «гением тьмы» и «диким кошмаром русской истории».

Ответ: ________________________________________________________________

20. Рассмотрите ситуацию и выполните задание:

В 1946-1947 гг. Советский Союз оказал масштабную продовольственную помощь странам Восточной Европы – Болгарии, Румынии, Польше, Чехословакии. В Польшу, например, было отправлено 900 тыс. т зерна, в Чехословакию В) Переведите на понятный язык смысл последнего предложения текста. – 600 тыс. т. В целом экспорт зерновых составил 1,7 млн. т, или 10% всего заготовленного в этом году зерна.

Оцените данную ситуацию с точки зрения:

1) международной обстановки и внешнеполитических целей советского руководства

2) внутренней ситуации в СССР.

Ответ:

1) _________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

2) _________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

21. Перед вами – изображение Владимира Мономаха из «Титулярника» 1672 года. Как выглядел князь, живший на рубеже XI-XII вв., автор миниатюры, естественно, знать не мог. Однако созданное им изображение содержит явную историческую ошибку. Объясните, в чем она заключается.

Ответ:______________________________ ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________

22. В течение ХХ века этот город трижды менял свое название. Первое название, происходило от название речки, близ которой возник город. Однако оно вызывало ассоциации с монархией, и в 1925 г В) Переведите на понятный язык смысл последнего предложения текста.. было заменено новым, вполне соответствующим особенностям складывавшегося в стране политического режима. С этим вторым названием связаны самые героические страницы истории города, благодаря которым он вошел не только в отечественную, но и в мировую историю. Это название город носил 36 лет, пока политические соображения не побудили руководство страны снова дать городу новое имя.

Укажите современное название этого города.

Ответ: _____________________

23. В XVIII-XIX веках в России существовала практика, по которой выдающимся военачальникам давали почетные титулы, связанные с названиями мест, где ими были одержаны крупные победы. Заполните пропуски, определив фамилии людей, которым были пожалованы указанные ниже титулы:

Г.А. ………………………. – Таврический;

П В) Переведите на понятный язык смысл последнего предложения текста..А. …………………… - Задунайский;

И.Ф. …………………….. – Эриванский;

А.Г. ……………… - Чесменский;

А.В. ……………………. – Рымникский;

И.И. ……………..- Забалканский.

24. Прочитайте отрывок из «Приговора о разбойных делах и ответьте на вопросы»:

Из «Приговора о разбойных делах» (1555 г.):

«… Губные старосты […] пишут к боярам, что к ним многие дети боярские… и крестьяне к обыском не ездят, […] и тюрем не ставят, и крепостей к тюрмам, и сторожей […] не дают […]. А утекут в те поры ис тюрмы розбойники, и те иски имати на ослушниках и на тех людях, которые в тюрму не пособляют».

А) Кто такие губные старосты и что являлось их основной обязанностью?

Б) Объясните современным языком, на В) Переведите на понятный язык смысл последнего предложения текста. что и почему жалуются губные старосты? Какую особенность организации местного управления в Русском государстве XVI века наглядно иллюстрирует эта жалоба?

В) Переведите на понятный язык смысл последнего предложения текста.

Ответы:

А) ____________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Б) ____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В) ____________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

25. Ниже помещена карта Тамбовской области. Выполните на этой карте следующие задания:

А) Обозначьте примерное расположение оборонительных линий, сооруженных на Тамбовской земле для защиты южных рубежей Русского государства в 1630-50-е гг. XVII в.

Б) Подчеркните названия обозначенных на карте населенных пунктов, являвшихся центрами уездов дореволюционной Тамбовской губернии.

В) На карте курсивом обозначены названия населенных пунктов, связанных с жизнью и деятельностью выдающихся деятелей русской культуры XIX-начала ХХ вв В) Переведите на понятный язык смысл последнего предложения текста.. Напишите рядом с каждым таким населенным пунктом фамилию и инициалы этих людей.

26. Изучите внимательно фрагменты документов, относящихся к истории Великой Отечественной войны, и выполните помещенные далее задания:

А) телеграмма председателя Государственного Комитета Обороны И.Сталина:

Киев, т. Хрущеву

Получены достоверные сведения, что вы все, от командующего Юго-Западным фронтом до членов Военного Совета, настроены панически и намерены произвести отвод войск на левый берег Днепра. Предупреждаю вас, что, если вы сделаете хоть один шаг в сторону отвода войск на левый берег Днепра, не будете до последней возможности защищать районы УРов на правом берегу Днепра, вас всех постигнет жестокая кара как В) Переведите на понятный язык смысл последнего предложения текста. трусов и дезертиров.

Б) из воспоминаний маршала К.К. Рокоссовского:

Летом _______ года мне в качестве командующего Центрального фронта довелось участвовать в ______________________ битве. Это была поистине грандиозная битва. Обе стороны готовились к ней тщательнейшим образом […].

Начало своего наступления гитлеровское командование намечало на три часа утра […]. Нам это было известно доподлинно. С разрешения Ставки – ее представителя Г.К. Жукова – мы решили упредить вражескую артиллерийскую подготовку мощной контрподготовкой. Началась она в половине третьего и продолжалась тридцать минут. Огонь одновременно вели шестьсот орудий. Полчаса стоял такой грохот, что в ушах звенело. Земля содрогалась, как в эпицентре десятибалльного землетрясения, а над боевыми позициями изготовившегося к броску противника В) Переведите на понятный язык смысл последнего предложения текста. в сплошную черную тучу слились клубы вздыбленной земли. Потом все вдруг замерло…

[…] Но вот стрелки часов показали четыре часа тридцать минут […] Гитлеровские войска открыли по нашим боевым порядкам огонь из артиллерии и минометов всех калибров. Мы ответили новой тридцатиминутной контрподготовкой. На этот раз из тысячи орудий. Так с поправкой на час сорок минут, которую мы внесли в план гитлеровской операции ___________________, началась грозная симфония битвы.

(название операции)

В) постановление Государственного Комитета Обороны:

Сим объявляется, что оборона столицы на рубежах, отстоящих на 100-120 километров западнее Москвы, поручена командующему Западным фронтом генералу армии т. __________________ , а на начальника гарнизона г. Москвы генерал В) Переведите на понятный язык смысл последнего предложения текста.-лейтенанта т. Артемьева возложена оборона Москвы на ее подступах.

В целях тылового обеспечения обороны Москвы и укрепления тыла войск, защищающих Москву, а также в целях пресечения подрывной деятельности шпионов, диверсантов и других агентов немецкого фашизма Государственный Комитет Обороны постановил:

1. Ввести с 20 _______________ 1941 г. в г. Москве и прилегающих к городу районах осадное положение […]

Г) из воспоминаний А.М. Василевского:

В середине октября немецкое командование в районе __________________ было вынуждено отдать приказ № 1 о переходе к обороне. Войскам предписывалось «во что бы то ни стало удерживать достигнутые рубежи, отражать всякие попытки со стороны противника прорвать их и тем самым создать предпосылки для продолжения нашего наступления В) Переведите на понятный язык смысл последнего предложения текста. в [следующем] году». […] Ставке Верховного Главнокомандования было хорошо известно, что благодаря стойкости и упорству [наших бойцов] 6-я и 4-я танковая немецкие армии оказались сосредоточенными на узком участке фронта, непосредственно в районе города, а их фланги прикрывались румынскими войсками. Было также известно, что огромные потери, которые продолжал нести враг в надежде все же овладеть городом, и особенно то, что он не имел здесь сколько-нибудь внушительных резервов, еще более ограничивали его оборонительные возможности. Тут напрашивалось решение: организовать и провести контрнаступление, причем такое, которое не только радикально изменило бы обстановку в этом районе, но и привело бы к крушению все еще В) Переведите на понятный язык смысл последнего предложения текста. активно действующего южного крыла вражеского фронта. Такое решение было принято в середине сентября после обмена мнениями между И.В. Сталиным, Г.К. Жуковым и мною. Суть стратегического замысла сводилась к тому, чтобы […] нанести мощные концентрические удары по флангам втянувшейся в затяжные бои за город вражеской группировки, а затем окружить и уничтожить ее основные силы

Д) из воспоминаний Г.К.Жукова:

Ресурсы нашей страны в то время […] были крайне ограничены. Потребности войск еще не могли удовлетворяться так, как этого требовали задачи и обстановка. Дело доходило до того, что каждый раз, когда нас вызывали в Ставку, мы буквально выпрашивали В) Переведите на понятный язык смысл последнего предложения текста. у верховного Главнокомандующего противотанковые ружья, автоматы ППШ, 10-15 орудий ПТО. Все, что удавалось таким образом получить, тотчас же грузилось в автомашины и направлялось в наиболее нуждающиеся армии. Особенно плохо обстояло дело с боеприпасами. Вероятно, трудно поверить, что нам приходилось устанавливать норму расхода […] боеприпасов – 1-2 выстрела на орудие в сутки. И это, заметьте, в период [нашего] наступления!

1) Расположите документы в соответствии с хронологической последовательностью событий, которым они посвящены.

Ответ: 1 - … 2 - … 3 - … 4 - … 5 - …

2) Заполните все пропуски, имеющиеся в тексте документов.

3) Какие последствия имело выполнение армейским руководством указаний, изложенных в документе А?

Ответ:______________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

4) В чем заключались основные причины трудностей, отраженных в отрывке из воспоминаний Жукова (документ Д)?

Ответ:______________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

27. Перед В) Переведите на понятный язык смысл последнего предложения текста. вами – несколько изображений, посвященных важным событиям отечественной истории. Подпишите каждое изображение. Сгруппируйте их в четыре группы, по три изображения в каждой. Укажите, какое историческое событие объединяет изображения каждой группы.

№ 1……………………………… . № 2…………………… № 3……………………
№ 4……………………………………………………… № 5…………………………
№ 6………………………… № 7………………………………………………
№ 8……………………………………………………… № 9…………………………
№ 10………………………
№ 11………………………… № 12……………………………………………………

Ответ:

Принцип группировки (событие) Номера изображений

28. Историк пишет: В начале XVIII в. дворянство обладало всеми признаками государственного крепостного состояния»: 1) они были обязаны нести государственную службу с 15 лет и с самого низшего ранга; 2) получить образование; 3) управлять своими крестьянами; 4) нести наравне с «подлыми людьми» телесные наказания; 5)платить прямые государственные налоги.

Что в этом перечне обязанностей приведено ошибочно? Укажите соответствующий пункт.

Ответ: _______________________________________________________________

29. Журналист, пишущий на исторические темы, попытался рассказать о выдающихся достижениях В) Переведите на понятный язык смысл последнего предложения текста. архитекторы барокко в России. Однако в его черновых набросках наряду с информацией о барокко оказались представлены сведения о постройках, возведенных в других архитектурных стилях.


documentajupyiz.html
documentajuqfth.html
documentajuqndp.html
documentajuqunx.html
documentajurbyf.html
Документ В) Переведите на понятный язык смысл последнего предложения текста.